Марк Захарович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л

 

7 июля 1887 -  28 марта 1985

 

Белорусский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Шагал создал собственный уникальный стиль в живописи, а также делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, иллюстрировал книги и сам писал их. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Особенности творчества художника Марка Шагала: Национальное самосознание, бесконечная любовь к изображаемым объектам, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой парижский или иной пейзаж, летающие люди, ставшие одним из символов Марка Шагала, и изображенная в бесконечном множество образов самая большая любовь его жизни – жена Белла. Яркие цвета, игры с законами композиции, образы животных.

Самые известные картины Марка Шагала: «Над городом», «Обрученные и Эйфелева башня», «Прогулка», «Я и моя деревня», «Над Витебском»

«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви», – писал Марк Шагал в своей книге «Моя жизнь». Все его картины наполнены этим цветом, как была им наполнена жизнь его.

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунуться в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

 

 

                          

 

 

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. «Над городом» – творение, которое, без преувеличения, знают все. На ней Шагал изобразил себя и жену, летящими над домиками Витебска. Художник хотел показать людям быстротечность времени. Здесь нет детализации объектов, логики, физических законов. Перед зрителями лишь парящие души влюбленных в романтическом мире снов и воспоминаний. Но вот под забором изображен человечек, справляющий нужду. Реальный мир врывается в картину, где ирония быта находится рядом с лирикой любви. Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего.

 

                                   

 

 

«Прогулка», написанная в 1918, изображает мужчину и женщину, которые держатся за руки. Несложно угадать в них Марка, стоящего на земле, и Беллу, парящую в небесах. Пара словно объединяет земной мир со сновидениями. Эта картина вошла в триптих, к которому относятся работы «Над городом» и «Двойной портрет», где Белла восседает на плечах супруга, готовясь прыгнуть. «Прогулка» трактовалась искусствоведами как своего рода бегство от реальной жизни с ее революционными потрясениями.

 

 

 

 

                                                                     

 

«Букет цветов» (1982)

 

Даже такую простую вещь  -  букет цветов  - Шагал видел по-своему. Среди множества размытых мазков просматривается смазанный букет цветов красного цвета на синем фоне в коричневой овальной вазе. Один скажет — размазня самоучки, другой — работа настоящего гения. Но большинство людей, близко знакомых с миром искусства, считают, что картина имеет право на существование. Вот такое интересное видение   

 

 

 

                                                                      

                                                                                                    «Натюрморт с вазой цветов» (1910)

 

Дa, вы не ошиблись, это натюрморт, но совершено в иной интерпретации. Так видит его человек с абстрактным восприятием окружающего мира. В принципе, все понятно — на столе ваза с цветами. Жаль, не разобрать с какими. Возле нее стоит тарелка с фруктами, то ли сливами, то ли абрикосами, а может даже и персиками, здесь можно придумать самому. А возле стола стоит деревянный стул и ждет своего гостя или хозяина. Авангард — стиль живописи, где нет начала и конца, есть некая недосказанность сюжета, который можно воспринимать по-разному, смотря какая у вас фантазия.

 

До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.